Аўтар – настаўніца з Адэсы, выпускніца дыстанцыйных курсаў па АА ў 2018-19 гг.
“С Активной оценкой я познакомилась совсем недавно (летом 2018 года). Прочитав много статей, книг и посмотрев вебинары, я поняла, что на интуитивном уровне уже использую некоторые приемы АО. Но многое мне все же еще было непонятно. И постоянно возникал вопрос: «Как же это возможно применить у меня в классе?». И вот, спасение пришло – курс «Активная оценка».
Начиная с первого модуля курса, я внедряла постепенно все то, о чем читала и слушала на курсе. Итак, цель урока. Для меня было тяжело уйти от обычного формулирования цели, к которому я привыкла. Ведь иногда цель можно было подcмотреть в печатных источниках, чуть ее подкорректировать под себя и вот, все готово. Но теперь НЕТ! С момента моего понимания модуля І и до сегодняшнего времени я ни разу не открыла чужие работы и не подсмотрела, что же я писала раньше (4 года назад) для своих учеников. Да, у меня до сих пор уходит больше времени на формулировку цели, но я ни капли не жалею, т.к. я вижу, что результаты лучше. Я вижу, насколько легче теперь моим ученикам подводить итоги урока. Говорить не просто о том, что они узнали нового на уроке, но и о том, чему они научились, какие операции или действия они могут выполнить в конце урока. Они спокойнее говорят о том, что у них выходит не очень хорошо и над чем нужно поработать. Мне же это дает повод задуматься над тем, какой материал я могу дать в следующий раз ребятам или какие задания я могу подобрать под конкретного ученика, у которого что-то не вышло.
НаШтоБуЗу – это моя особая любовь. Т.к. теперь о критериях оценивания знаю не только я и не только те ученики, которые запомнили то, о чем говорил учитель. Теперь критерии четки и понятны абсолютно всем участникам учебного процесса: родителям, ученикам и учителю. В этом направлении мне еще нужно работать, т.к. не всегда я четко могу сформулировать то, что необходимо. Плюс эти критерии мы обговариваем с детьми и не всегда проходит все гладко. Для родителей это плюс, т.к. они знают на что я буду обращать внимание при проверке. И тут же у меня возник вопрос: Как наперед подготовить НаШтоБуЗу к контрольной или проверочной работе? Стоит ли это делать? Нужно ли заранее говорить о том, что буду проверять? За сколько времени стоит это дать?
Модуль ІІІ прошел замечательно, т.к. когда есть доверие между учителем и родителями, то, как мне кажется, вводить АО одно удовольствие.
Обратная связь подарила моменты раздумий, т. к. я старалась ввести ее для всех детей класса. Проводила небольшую проверочную работу и писала обратную связь. Что-то далось легко, писалось от души, где-то приходилось сидеть по пять минут и думать над формулировкой, т. к. больше всего я боюсь своими словами обидеть ученика.
Ключевые вопросы я использовала в своей практике до знакомства с АО. Мне они очень нравятся, да и детям тоже. Ведь начиная находить ответы, мы можем углубиться в тему все больше и это не выглядит так, что учитель заставляет, поэтому нужно. Дети самостоятельно ищут вопросы и ответы на них, вступают в дискуссии, занимают какую-то позицию и пытаются доказать ее. С помощью ключевых вопросов мы можем выходить на новые темы. Дети для себя делают открытия, начинают верить в свои силы.
Взаимооценку и самооценку я вводила у себя постепенно. Результаты есть, но хочу большего. Понимаю, что не все дети могут еще оценить себя по-честному. А вот оценивают других более ответственно. Вот еще один мой вопрос: НаШтоБуЗу и самооценка, взаимооценка тесно связаны между собой. Что же делать если кто-то из детей себя оценил не по справедливасти? Как выйти из этой ситуации если кто-то из соседей этого ребенка узнал об этом?
Когда заканчивался последний модуль, меня не покидала мысль о том, как же раньше я учила детей без АО. Ведь это настолько облегчает работу детям в подготовке, а родителям в проверке. В такой ситуации родители становятся нашими помощниками, партнерами в работе.
Теперь, зная об АО, мне хочется более глубокого понимания некоторых моментов. Хочется встреч реальных с педагогами, которые внедряют АО у себя в классах и имеют опыт работы больший, нежели у меня. В то же время я уже начала делиться опытом внедрения у себя в классе АО с учителями своего города. И как говорил Л.Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…».
Спасибо большое, Светлана Локис и организаторы курса АО, за возможность почерпнуть знания, открыть для себя новые горизонты, за поддержку и ответы на вопросы, за то, что убедили выйти из зоны своего комфорта и я ни разу об этом не пожалела.
Крепкого здоровья, вдохновения, сил и благодарных учеников!
С уважением, Ирина Баландина, г. Одесса”
Адказы Святланы Локіс на пытанні Ірыны Баландзінай
- «Как наперед подготовить НаШтоБуЗу к контрольной или проверочной работе? Стоит ли это делать? Нужно ли заранее говорить о том, что буду проверять? За сколько времени стоит это дать?» В принципе, критерии к данным видам работ – это залог успеха тех учащихся, которым необходима помощь. Критерии нужны не с целью подсказать, а направить и сузить подготовку до тем, которые будут представлены в работах. Мы ведь хотим научить и отработать, а не «подловить» и зафиксировать незнание, согласны? При составлении графика контрольных работ нам необходимо прописывать тему работы, соответственно и критерии составить заранее несложно. Ну, а время определяете сами, ведь только вы можете знать (предполагать) о подготовленности ваших учеников. Например, зачем ребятам упражняться в нахождении корня уравнения в данный момент, если в контрольную вы решили включить решение выражений в несколько действий.
- «НаШтоБуЗу и самооценка, взаимооценка тесно связаны между собой. Что же делать если кто-то из детей себя оценил не по справедливасти? Как выйти из этой ситуации если кто-то из соседей этого ребенка узнал об этом?»
Тут, конечно же, проблема в личных качествах учащегося. Самое первое – это указать и еще раз разъяснить ребенку, для чего нам нужны критерии и как они важны при само- и взаимооценивании и установлении доверительных отношений между товарищами. Возможно, попробовать для этого ученика в воспитательных целях создать зеркальную ситуацию. Тут уж на Ваше усмотрение, а кто дирижер в классе?
Ирина, благодарю за активное взаимодействие на нашем курсе, за ответственный и неравнодушный подход к изучению технологии активной оценки, надеюсь, что она для Вас станет одной из важных педагогических стратегий.