Аўтар – настаўніца біялогіі ліцэя №1 Мінска, скончыла дыстанцыйны курс па АА ў 2018-19 г.
Эсэ К. Скрыган адным файлам з малюнкам
Систему активной оценки я применяла на факультативных занятиях «Введение в биотехнологию» в Лицее №1 г. Минска. В основном, моими учениками являются учащиеся десятых профильных химико-биологических классов, но есть и ребята из других профилей. Почему мне интересно написать эссе именно на эту тему? Причин как минимум две: 1) мне интересны ученики старших классов сами по себе, чем они живут, как они видят мир, нас, как они учатся. Их мнение о стратегии АО также интересно и важно для меня. 2) на протяжении всей своей педагогической деятельности, я в обязательном порядке собираю и анализирую отзывы учеников о моей работе, и данный курс не стал исключением. В процессе внедрения АО я собирала и анализировала мнение всех учеников о стратегии в целом, и об отдельных элементах, в частности. Думаю, что приведенные в эссе результаты наблюдения за учениками в процессе внедрения АО, представляют практический интерес не только для меня, но и для моих коллег.
На протяжении полугода я наблюдала, как ученики меняются в лучшую сторону в ответ на использование АО. Помню момент внедрения первого элемента АО – ребята были с одной стороны заинтригованы, а с другой насторожены и сдержаны. Но регулярное использование элементов АО очень быстро стало естественным для учеников и постепенно привело к ряду изменений. Приведу пару примеров. Поначалу мне приходилось просить их хлопать своим одноклассникам после выступления, теперь они охотно делают это и без меня. Раньше мне приходилось исправлять их коментарии друг другу, теперь они учат друг друга правилам конструктивной обратной связи. В начале они робко, несмело и неэффективно выступали с докладами, теперь они намного смелее и увереннее держатся перед аудиторией. Раньше они были просто пассивнее и даже эмоционально холоднее, теперь стали увереннее, активнее, задорнее, инициативнее, веселее. Более того, они стали намного меньше бояться собственных ошибок!
Я на протяжении всего курса практиковала анонимные письменные отзывы на листиках по поводу введения того или иного педагогического новшества. Как минимум они должны были нарисовать «смайлик» – веселый, равнодушный или грустный, но очень приветствовались их развернутые мысли. Так вот в начале курса писали отзывы 5-10% учеников, к середине курса половина, а к концу – почти 100%! Все отзывы учеников приведены и прокомментированы в соответствующих отчетах курса. Сейчас приведу результаты финальной обратной связи. Она была получена после последнего занятия, на котором я применила все элементы АО, и который я описала в сценарии. Чтобы получить обратную связь на этот раз я создала электронную анкету в виде Гугл-формы. В анкете было всего лишь два вопроса: 1) напишите ваши соображения по поводу Активной Оценки (что понравилось, что нет, что можно сделать лучше, помогли ли приемы Активной Оценки в изучении других предметов, хотите ли, чтобы мы и дальше использовали ее на занятиях и т. д; 2) выберите три самых эффективных/любимых, на ваш взгляд, элемента Активной Оценки. В опросе приняло участие 16 человек.
Очень радует общее положительное отношение к стратегии и то, что около половины опрошенных настойчиво просят продолжать преподавать, используя АО:
- Метод активной оценки помогает взглянуть на свои знания со стороны.
- Активная Оценка сделала работу на уроке более продуктивной, понятной и осознанной. Я буду рада, если мы будем продолжать использовать Активную Оценку на факультативе.
- Активная оценка и правда помогает эффективнее и быстрее усваивать информацию. И вообще облегчает жизнь.
- Мне понравилась идея с активной оценкой, потому что с ней у тебя есть возможность оценить себя не только по баллам, но и по знаниям. Понравилось, что активная оценка позволяет увидеть где тебе надо подучить или наоборот, где у тебя все получается
- Я считаю, активная оценка очень эффективна. Критерии выполнения заданий помогают при подготовке докладов, конкретизируя цель доклада. Оценка в виде комментария указывает на места, которым нужно уделить больше времени, что способствует улучшению эффективности проверочных работ.
- Активная Оценка помогает структурировать наши знания, что, на мой взгляд, очень здорово! После занятий всегда откладываются основные пункты пройденного материала. Очень хочется, чтобы мы и в дальнейшем пользовались ей на занятиях.
- Хотелось бы и дальше использовать приемы Активной оценки, так как она помогает понять цель и то, что ты должен усвоить на этом уроке; узнать недочёты, которые сам мог не замечать.
- В целом, Активная Оценка понравилась. Она помогает относиться осознаннее к новому материалу. Я думаю, чтобы лучше использовать Активную Оценку, должно пройти некоторое время. Хочу продолжать использовать Активную Оценку )))
- Я считаю все методы, которые мы используем на факультативе, очень интересными и развивающими. Это позволяет нам получать не только научные знания, но и самопознание, умение составлять оценку и критику, мы видим свои ошибки благодаря самопроверке и проверке другими учащимися. В начале урока мы ставим цель и главные вопросы, и это позволяет сначала поразмышлять над ответом, а во время изучения материала фокусировать внимание на определённых пунктах и выделять самое главное. Отметка показывает лишь цифру в шкале за усвоение материала, а оценка позволяет понять свои возможности, найти недостатки для дальнейшего совершенствования. Мне кажется, такой системы не хватает в современном образовании, потому таким образом можно понять реальные знания и чувствовать желание получать новые именно для себя, а не для журнала
- Из этих пунктов особенно важный (лично для меня) это “активный вопрос”, ведь пока рассказывают тему, ты стараешься “зацепиться” за всё, чтобы ответить, тем самым незаметно впитываешь максимально много информации.
- Активная оценка очень понравилась, помогло при изучении биологии, хотелось бы дальше использовать активную оценку
- По-моему, активная оценка мотивирует учащихся стараться чтобы получить небольшую награду
- Активная оценка мне очень нравится. Если я сама ставлю себе цели, а затем вижу результат, то это очень помогает. Так же когда вы пишете отзывы на наши работы, то я сразу вижу, что мне надо подучить или что у меня хорошо получается. Я бы хотела, чтобы активная оценка и дальше была на занятиях
- Больше активных вопросов 🙂
- Все прекрасно и можно делать больше работ в командах.
Что касается ответов на второй вопрос, то результаты оказались очень интересными! На первом месте уверенно разместились ключевые вопросы. Второе разделили осознанная постановка цели и критерии, третье досталось активной оценке, а четвертое самооценке, взаимооценке и взаимообучению (рис. 1.). Какие из этого можно сделать выводы? Во-первых, если нет времени или возможности использовать все элементы АО на занятии, можно в приоритет поставить самые популярные. Во-вторых, самые популярные элементы имеют кое-что общее – они делают процесс обучения максимально осмысленным и осознанным. А потребность в осмысленности – едва ли не ключевая характеристика поколения Z.
Рисунок 1. Наиболее популярные элементы АО среди учащихся Лицея №1 г. Минска. |
Напоследок приведу свои мысли по поводу элементов АО на основе наблюдений за учениками:
- Осознанная постановка цели урока – наверное лидер среди элементов АО по соотношению затраты/результат. Ресурсов отнимает мало, а эффект очень заметный.
- Критерии выполнения задания – самый новый и неожиданно очень эффективный элемент! Все остальные элементы я и раньше применяла, хоть и нерегулярно, а до критериев моя педагогическая интуиция не добралась J
- Активная оценка в виде обратной связи – устную использовала и буду использовать, а вот с письменной все непросто. И долго, и сложно. Зато, если ребят научить, можно создать условия для взаимооценки в форме активной оценки. В нашем случае сработало отлично. Правда для качественной взаимооценки все равно нужна подготовка – в данном случае, заранее распечатать и раздать ответы на задания и критерии их выполнения.
- Ключевые вопросы – это гран-при среди всех элементов! Не только у учеников, но и у меня. Так взбадривать и включать всех в работу не может никакой другой элемент АО! Интересно, что ученики также просили давать им больше времени на размышления над вопросами (этому мне еще нужно учиться) и задавать больше ключевых вопросов. Интересно, что некоторые называют такие вопросы «активными», что, по-моему, очень точно отражает их суть. В процессе обучения мы с коллегами задумали сделать подборку ключевых вопросов по всему курсу биологии и опубликовать его. Отзывы учеников также подтверждают важность и нужность данного проекта.
- Самооценка, взаимооценка и взаимообучение – очень важные элементы АО. Само- и взаимооценку регулярно использую на курсах подготовки к ЦТ. У меня все материалы разработаны таким образом, что само- и взаимооценку проводить очень легко. Каждый ученик получает комплект материалов с теорией, упражнениями, контрольными тестами и ответами к ним. Это позволяет учиться в комфортном темпе, проверять себя и других. Для факультатива по биотехнологии, на котором внедрялась АО, у меня пока нет полного комплекта материалов, что затрудняет регулярную само- и взаимооценку. Что касается взаимообучения, то мои любимые формы работы здесь – работа в парах/группах и выступление с докладами. Что касается последней формы, то здесь важна планомерная работа с учениками по формированию у них навыков структурирования материала и публичного выступления. Тем не менее, идти в этом направлении однозначно стоит, поскольку эти навыки являются важнейшими компетенциями будущего. Ученики единогласно отмечают, что самый эффективный способ разобраться в теме – это объяснить ее другому. На своих уроках я уже давно использую выступления учеников с сообщениями, но всегда качество докладов было крайне неоднородным. После того, как я стала давать вместе с темой четкие критерии подготовки доклада, качество сообщений, к моему изумлению, значительно улучшилось! К тому же ученики отмечают, что с критериями подготовка проходит проще и понятнее.
Активная оценка однозначно меняет учащихся, помогая им становится самостоятельнее и активнее. Более того, жизнь учителя меняется точно таким же образом – положительные результаты, которые заметны сразу же после внедрения стратегии, придают уверенности в своих силах и открывают новые профессиональные горизонты. К сожалению, на протяжении курса я не проводила регулярные встречи с учителями для обсуждения элементов стратегии АО, но на недавней конференции педагогов лицея я рассказала об АО и об этом курсе. Надеюсь, что в следующем году у вас также будут студенты из Лицея №1 г. Минска. Напоследок хочу сказать большое спасибо организаторам нашего обучения и лично моему ментору Ольге Житкой за такой увлекательный, нужный, важный, актуальный и качественный учебный курс!