Іодка Аксана, урок хіміі на прынцыпах актыўнай ацэнкі, тэма: Хларыды, 9 клас

Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут применить полученные ранее знания для формирования представления о физических и химических свойствах хлоридов, применении соляной кислоты и ее солей.

Цель на языке учащихся: 

  • Могу назвать физические свойства солей хлороводородной кислоты.
  • Могу записать уравнения реакций  в молекулярном и ионном виде.
  • Знаю как отличить соляную кислоту и ее соли от других веществ.
  • Смогу перечислить области применения соляной кислоты и ее солей.

Задачи личностного развития. Обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и  планировать свою деятельность; содействовать развитию научного метода познания через  

проведение и анализ результатов химического эксперимента; создать условия для осозния 

личной значимости изучаемого материала

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная установка, экран, распечатки таблицы самооценки этапов урока, набор оборудования и реактивов для выполнения лабораторного опыта.

  1. Организационный этап.
  1. Проверка домашнего задания.

НаШтоБуЗУ:

  • знаешь формулу хлороводорода и тип связи в молекуле;
  • знаешь физические свойства хлороводорода и хлороводородной кислоты;
  • можешь указать вещества, с которыми реагирует соляная кислота;
  • определишь кислоту по изменению окраски индикатора.

Осуществляется через Google-форму, перейти на которую можно по QR-коду и состоит из пяти вопросов с одиночным и множественным выбором варианта ответа.

По результатам теста учитель проводит анализ ошибок и коррекцию пробелов в знаниях. Учащиеся вносят свои результаты в таблицу самооценки. 

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Ключевой вопрос: Почему хлороводородную кислоту называют солЯной?

Учащиеся обсуждают в парах ответ на вопрос, затем высказывают свои предположения (можно фиксировать основные варианты ответов на доске).

2. Информация к размышлению. Сколько значений имеет слово “соль” (на слайде)

  1. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде.  Такое вещество, употребляется как приправа к пище. 
  2.  перен., ед. То, что придаёт особенный интерес, остроту чему-нибудь. (В этом и состоит вся соль рассказа). 
  3.  перен., ед. О лучших представителях общества, общественной группы. Соль земли (о лучших представителях общества; книжн.).
  4. В химии: соединение, в котором водород кислоты замещён металлом. 
  5. нескл., ср. (муз.). Одна из нот музыкальной гаммы.
  6. Древняя французская денежно-счетная единица. 
  7. Название монеты, которая чеканилась в Перу с 1863 г..
  8. Рыба семейства камбаловых.
  9. В римской мифологии бог Солнца. 
  10. В скандинавской мифологии персонификация Солнца.

3.  Целеполагание.  

Учитель озвучивает тему урока, а учащиеся обсуждают и формулируют свои цели на урок, кратко записывают их в распечатки с таблицей самодиагностики.

  1. Операционно-деятельностный.

1. Применяем знания о типах химической связи на практике.

Задание: на основании типа химической связи запишите физические свойства хлоридов, а 

также общие химические свойства, характерные для солей. (самопроверка по слайду)

Взаимодействие твердого хлорида натрия с концентрированной серной кислотой приводит к образованию одного газообразного вещества, запишите продукты этой реакции и вспомните ключевой вопрос урока. Верны ли были ваши предположения? 

NaCl (тверд.) + H2SO4 (конц.)  →  ……….. + … ……. ↑

2. Факты о  NaCl.

Используя правило «неподнимания руки» учащиеся сообщают подготовленную информацию о поваренной соли (интересные факты, поговорки, традиции, загадки) 

Условия: не дублировать информацию,

 начать с определенной фразы (Я узнал(а), что …  Очень интересный факт – …  Для меня стало открытием, что …   Оказывается, …   Невозможно поверить, но …  А вы знаете, что …  К сожалению, … ), «оживить» свое сообщение любым жестом или эмоцией. 

После сообщений учитель инициирует дискуссию о значении хлорида натрия для человека. Ребята высказывают свое мнение.

3.  Выполнение лабораторного опыта №2.

Как можно отличить соляную кислоту и хлориды от других кислот и солей исследуем в ходе 

химического эксперимента. ОПБП. 

Правильность написания молекулярных и ионных уравнений реакций в лабораторном опыте осуществляется взаимопроверкой по ключу на слайде. 

Оцените уравнения реакций и сформулированный вывод одноклассника устным комментарием по правилам: 1) что выполнено хорошо, 2) что необходимо повторить, чтобы не допустить ошибку. 

4. Применение соляной кислоты и хлоридов.

Изучите текст на стр. 20 и вспомните информацию, которую вы услышали на уроке.  

Создайте кластер/схему «Области применения соляной кислоты и хлоридов».  

  1. Коррекционно-рефлексивный.

1. Решение расчетной задачи.

Физиологический раствор, используемый в медицине, – это 0,9% -й водный раствор хлорида   

натрия. Рассчитайте массы воды и соли для получения 500 мл такого раствора (ρ = 1,0043 г/мл).

2. Рефлексия этапов урока в таблице самодиагностики.

Анализ и заполнение последней колонки таблицы, при необходимости, комментарии учителя.

3.  Подведение итогов урока, возвращение к поставленным целям.

Прием «ХИМ»

Хочу похвалить себя/или одноклассника … /   за ……..

Интересно было …….

Мог (ла) бы улучшить ……..

По желанию учащиеся высказывают свое мнение вслух перед классом или записывают в распечатки под таблицей.

4.  Выставление отметок по желанию учащихся.

  1. Домашнее задание.

Проработать рекомендации в таблице самодиагностики.

повторить §15-17, письменно выполнить упр. 5, 6 стр. 94.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Мои цели на урок ____________________________________________

                                   ____________________________________________

                                   ____________________________________________

Задание урокаМакс.баллПолуч.баллНадо доработать
Проверка д/з (Google-форма)12
Задание 1 Свойства солей3
Задание 2 уравнение реакции1
Задание 3 Факты о NaCl3
Задание 4Лабораторный опыт7
Задание 5Расчетная задача4

Я на уроке _______________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ссылка на презентацию:    https://docs.google.com/presentation/d/1e03fp73QLaz_PDvcBViyzs6g5PHXz9WT/edit?usp=sharing&ouid=115796659768977726878&rtpof=true&sd=true


Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *

Увядзіце лічбу: