Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут применить полученные ранее знания для формирования представления о физических и химических свойствах хлоридов, применении соляной кислоты и ее солей.
Цель на языке учащихся:
- Могу назвать физические свойства солей хлороводородной кислоты.
- Могу записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
- Знаю как отличить соляную кислоту и ее соли от других веществ.
- Смогу перечислить области применения соляной кислоты и ее солей.
Задачи личностного развития. Обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию научного метода познания через
проведение и анализ результатов химического эксперимента; создать условия для осозния
личной значимости изучаемого материала
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная установка, экран, распечатки таблицы самооценки этапов урока, набор оборудования и реактивов для выполнения лабораторного опыта.
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
НаШтоБуЗУ:
- знаешь формулу хлороводорода и тип связи в молекуле;
- знаешь физические свойства хлороводорода и хлороводородной кислоты;
- можешь указать вещества, с которыми реагирует соляная кислота;
- определишь кислоту по изменению окраски индикатора.
Осуществляется через Google-форму, перейти на которую можно по QR-коду и состоит из пяти вопросов с одиночным и множественным выбором варианта ответа.
По результатам теста учитель проводит анализ ошибок и коррекцию пробелов в знаниях. Учащиеся вносят свои результаты в таблицу самооценки.
- Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Ключевой вопрос: Почему хлороводородную кислоту называют солЯной?
Учащиеся обсуждают в парах ответ на вопрос, затем высказывают свои предположения (можно фиксировать основные варианты ответов на доске).
2. Информация к размышлению. Сколько значений имеет слово “соль” (на слайде)
- Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Такое вещество, употребляется как приправа к пище.
- перен., ед. То, что придаёт особенный интерес, остроту чему-нибудь. (В этом и состоит вся соль рассказа).
- перен., ед. О лучших представителях общества, общественной группы. Соль земли (о лучших представителях общества; книжн.).
- В химии: соединение, в котором водород кислоты замещён металлом.
- нескл., ср. (муз.). Одна из нот музыкальной гаммы.
- Древняя французская денежно-счетная единица.
- Название монеты, которая чеканилась в Перу с 1863 г..
- Рыба семейства камбаловых.
- В римской мифологии бог Солнца.
- В скандинавской мифологии персонификация Солнца.
3. Целеполагание.
Учитель озвучивает тему урока, а учащиеся обсуждают и формулируют свои цели на урок, кратко записывают их в распечатки с таблицей самодиагностики.
- Операционно-деятельностный.
1. Применяем знания о типах химической связи на практике.
Задание: на основании типа химической связи запишите физические свойства хлоридов, а
также общие химические свойства, характерные для солей. (самопроверка по слайду)
Взаимодействие твердого хлорида натрия с концентрированной серной кислотой приводит к образованию одного газообразного вещества, запишите продукты этой реакции и вспомните ключевой вопрос урока. Верны ли были ваши предположения?
NaCl (тверд.) + H2SO4 (конц.) → ……….. + … ……. ↑
2. Факты о NaCl.
Используя правило «неподнимания руки» учащиеся сообщают подготовленную информацию о поваренной соли (интересные факты, поговорки, традиции, загадки)
Условия: не дублировать информацию,
начать с определенной фразы (Я узнал(а), что … Очень интересный факт – … Для меня стало открытием, что … Оказывается, … Невозможно поверить, но … А вы знаете, что … К сожалению, … ), «оживить» свое сообщение любым жестом или эмоцией.
После сообщений учитель инициирует дискуссию о значении хлорида натрия для человека. Ребята высказывают свое мнение.
3. Выполнение лабораторного опыта №2.
Как можно отличить соляную кислоту и хлориды от других кислот и солей исследуем в ходе
химического эксперимента. ОПБП.
Правильность написания молекулярных и ионных уравнений реакций в лабораторном опыте осуществляется взаимопроверкой по ключу на слайде.
Оцените уравнения реакций и сформулированный вывод одноклассника устным комментарием по правилам: 1) что выполнено хорошо, 2) что необходимо повторить, чтобы не допустить ошибку.
4. Применение соляной кислоты и хлоридов.
Изучите текст на стр. 20 и вспомните информацию, которую вы услышали на уроке.
Создайте кластер/схему «Области применения соляной кислоты и хлоридов».
- Коррекционно-рефлексивный.
1. Решение расчетной задачи.
Физиологический раствор, используемый в медицине, – это 0,9% -й водный раствор хлорида
натрия. Рассчитайте массы воды и соли для получения 500 мл такого раствора (ρ = 1,0043 г/мл).
2. Рефлексия этапов урока в таблице самодиагностики.
Анализ и заполнение последней колонки таблицы, при необходимости, комментарии учителя.
3. Подведение итогов урока, возвращение к поставленным целям.
Прием «ХИМ»
Хочу похвалить себя/или одноклассника … / за ……..
Интересно было …….
Мог (ла) бы улучшить ……..
По желанию учащиеся высказывают свое мнение вслух перед классом или записывают в распечатки под таблицей.
4. Выставление отметок по желанию учащихся.
- Домашнее задание.
Проработать рекомендации в таблице самодиагностики.
повторить §15-17, письменно выполнить упр. 5, 6 стр. 94.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мои цели на урок ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание урока | Макс.балл | Получ.балл | Надо доработать |
Проверка д/з (Google-форма) | 12 | ||
Задание 1 Свойства солей | 3 | ||
Задание 2 уравнение реакции | 1 | ||
Задание 3 Факты о NaCl | 3 | ||
Задание 4Лабораторный опыт | 7 | ||
Задание 5Расчетная задача | 4 |
Я на уроке _______________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1e03fp73QLaz_PDvcBViyzs6g5PHXz9WT/edit?usp=sharing&ouid=115796659768977726878&rtpof=true&sd=true