Вольга Магільніцкая. Урок на прынцыпах АА па сусветнай гісторыі для 6 класа па тэме “ Каталіцкая царква”

Аўтар – настаўніца гісторыі Першамайскай школы Лідскага раёна, выпускніца дыстанцыйных курсаў па актыўнай ацэнцы ў 2022-23 навучальным годзе.

Цель урока: в конце урока учащиеся будут знать основные события истории церковного раскола, крестовых походов, даты, причины и последствиях церковного раскола и крестовых походов, определение исторических понятий: православная церковь, католическая церковь, крестовые походы.

Задачи урока:

Развивающая: организовывать деятельность учащихся по формированию умений: показывать на исторической карте христианские и мусульманские страны, территории, на которых господствовали православная и католическая церковь, крестовые походы и государства, созданные крестоносцами; составлять план рассказа на основе материала параграфа о возрастании роли римских пап; объяснять причинно-следственные связи между церковным расколом и возникновением православной и католической церкви, усилением власти пап.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, уважение к исторической памяти человечества, содействовать формированию национальной и конфессиональной толерантности.

План урока:

Церковный раскол 1054 г., католическая и православная церкви.

Папы римские – владыки Западной Европы в XIII в.

Крестовые походы.

Оборудование и раздаточный материал: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, наглядные пособия, атласы, карта 

ХОД УРОКА:

  1. Организационно-мотивационный этап:

Приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.

Проверка д/з:  учащиеся отвечают письменно  на вопросы теста (II-ІІІ уровень)    :

Тест: 1. В северной части Европы жили германские племена, которых в Древней Руси называли варягами, а в Западной Европе их называли ____________________________

2. В IX–X вв. возникли скандинавские королевства:

Норвегия, Швеция, Шотландия

Норвегия, Дания, Швеция

Дания, Швеция, Бургундия

3. Датский король, который победил в борьбе за главенство в Северной Европе и стал королём Норвегии, Швеции и даже Англии:

Карл Смелый

Вильгельм Завоеватель

Канут Великий

4. В Раннем средневековье на острове Великобритания англосаксонские королевства были объединены в одно государство:

Саксонию

Англию

Шотландию

5. Битва при Гастингсе произошла в ______________г.

6. В 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм I Завоеватель:

завоевал Данию

стал новым королём Англии

потерпел поражение в битве при Гастингсе

7. Для английского короля не действовало феодальное правило:

«один за всех, и все за одного»

«первый среди равных»

«вассал моего вассала – не мой вассал»

8. Хартия – это:

союз нескольких государств

собрание представителей разных сословий

грамота, дававшая или подтверждавшая те или иные права

9.Английский парламент впервые собрался в:

1225 г.    1265 г.     1275 г.                     1262 г.

10. Собрание представителей сословий, постоянное государственное учреждение – ___________________________

Дополнительные вопросы на выбор учащихся (IV-V уровень):   

1. Предположите, чем были вызваны походы норманнов. Какие земли подверглись их набегам? Почему эти набеги прекратились?

2. Составьте список изменений в Англии после нормандского завоевания. Выскажите своё мнение, какие из них вы считаете самыми значительными?

В ходе проверки учитель пишет комментарий к заданию, определяет «абавязковыя элементы зваротнай сувязі:

1) вызначэнне і ацэньванне станоўчых элементаў работы вучня [+ +];

 2) адзначэнне таго, што трэба выправіць, або дадатковай працы з боку вучняў [-];

3) парады – як вучань можа палепшыць работу [Δ];

4) парады – у якім кірунку вучань павінен працягнуць працу [↑].»

Мотивация учебной деятельности, раскрытие общей цели урока. Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся определить цель на урок и записывает на доске:

Цель (словами учащихся): узнаем о положении католической церкви в период Высокого средневековья

 НаШтоБуЗу:

знать основные даты церковного раскола и крестовых походов, определение исторических понятий: православная церковь, католическая церковь, крестовые походы;

показывать на исторической карте христианские и мусульманские страны, территории, на которых господствовали православная и католическая церковь, крестовые походы и государства, созданные крестоносцами;

составлять план рассказа на основе текста параграфа  о возрастании роли римских пап;

объяснять почему произошли и какие последствия имели крестовые походы для западноевропейцев и мусульман;

Ключевой вопрос: Можно ли утверждать, что в период Высокого средневековья римских пап боялись ослушаться даже короли?

  1. Операционно-познавательный этап:

Актуализация знаний и умений учащихся. Учащимся предлагается вспомнить: Где и когда возникло христианство? Кто возглавлял христианскую церковь на западе Европы?

1)Мини-лекция учителя: «Разделение христианской церкви»

Задания для учащихся:

Дополнить исторический словарь понятиями: католическая церковь, православная церковь. Нанести на ленте времени в тетради дату – 1054 г.

Обсудить вопрос в парах: если бы не было разделения христианской церкви на православную и католическую, то …

Учитель предлагает использовать «Светофор» для проверки готовности выполнения задания. Для обсуждения ответов даётся 2-3 минуты

2) Комментированное чтение «Римские папы — владыки Западной Европы»

Задание для учащихся:

С помощью памятки составьте план пункта «Римские папы — владыки Западной Европы». 

Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом спереди и оценивают ответы одноклассников  с помощью критериев:[+ +] – положительные моменты и правльные ответы; [-]- определение неполных и неверных ответов; [Δ]- дайте рекомендации, которые смогут улучшить то, что сделано плохо. С помощью  «лёсавання» 3-4 учащихся проговаривают вслух оценку работы соседа.

3) Видео-фрагмент «Крестовые походы»

Задание для учащихся:                    

Дополнить исторический словарь понятиями: крестовые походы

Нанести на ленте времени в тетради даты основных событий: 1096, 1099

Назвать (устно) причины крестовых походов. Ответить на вопрос, какие последствия имели крестовые походы для западноевропейцев и мусульман?

Показать на исторической карте христианские и мусульманские страны, территории, на которых господствовали православная и католическая церковь, крестовые походы и государства, созданные крестоносцами.

Учащиеся, отвечающие на вопросы, определяются «лёсаваннем»

  1. Оценочно-рефлексивный этап

Закрепление. Проверка уровня усвоения.

Задание: подобрать хештеги по теме «Католическая церковь» (#церковныйраскол, #вселенская, #папа , #ИннокентийIII, #еретики, #инквизиция, #крестовыепоходы, #Урбан II, #гробГосподен, #Иерусалим, #орден, #госпитальеры, #тамплиеры, #тевтоны)

Используя ПОПС-формулу ответьте на ключевой вопрос: Можно ли утверждать, что в период Высокого средневековья римских пап боялись ослушаться даже короли?

Подведение итогов (ЗС). Учитель предлагает учащимся завершить фразы: я узнал сегодня…; я понял, что…, я вспомнил , что…, я был удивлён, что…, сегодня я достиг поставленной цели, потому что…, у меня получилось найти способ…».

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Домашнее задание, комментарий к нему:

НаШтоБуЗу к домашнему заданию: прочитать текст § 9, выучить даты и определения, ответить устно  на вопросы 1 и 3,  индивидуально (на выбор): написать сочинение –рассуждение на тему «Крестовый поход глазами очевидца»

Спасылка на прэзентацыю: https://www.canva.com/design/DAFd2DAw-Zw/BzrvtbcTlLpzKvIs1u0e8w/view?utm_content=DAFd2DAw-Zw&utm_campaign=designshare&utm_medium=link2&utm_source=sharebutton


Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *

Увядзіце лічбу: